Обслуживание автоматических ящиков (часть I)

Рис. BETiS, www.csauto.com.au

Автомобили премиум-класса практически в стандартной комплектации оснащены автоматическими коробками передач, что является признаком технического прогресса и повышения ожиданий потребителей в плане комфорта вождения.

Автоматические коробки, в отличие от ручных, имеют мехатронные модули, которые управляют соответствующими каналами потока жидкости ATF. Производство этих элементов требует высокой точности, чтобы обеспечить достаточную плавность и скорость переключения передач, а следовательно, и комфорт вождения транспортного средства. Это основные предположения, которым руководствуются инженеры при создании таких систем.

Технические требования

Из-за особенностей работы автоматическим трансмиссиям требуется высококачественная жидкость ATF (жидкость для автоматических трансмиссий), поскольку она также выполняет функцию преобразователя жидкости и среды привода, а также смазывает и охлаждает всю систему. Поэтому он должен удовлетворительно работать в диапазоне температур от -30 до + 150 ° C, а в некоторых местах, например, между дисками сцепления при переключении передач, температура может достигать 400 ° C. Кроме того, необходимо увеличить прочность жидкости на давление и ее соответствующую вязкость в различных температурных диапазонах. Дополнительными требованиями являются устойчивость к пенообразованию, старению и химическим реакциям с уплотнительными элементами.

Различные типы жидкости ATF, производимые компаниями: Liqui Moly и Ravenol

По вышеуказанным причинам используются присадки, улучшающие коэффициент трения между переключающими элементами и замедляющие старение жидкости при высоких температурах. Антипенные агенты также используются, и они останавливают химическое разрушение материалов уплотнения. Подробные параметры жидкостей ATF указаны в немецком стандарте DIN 51512.

Здесь следует указать, что правильный уровень жидкости, ее качество и тип являются наиболее важными факторами, определяющими правильную работу каждой автоматической коробки передач. Использование неподходящей жидкости, ее слишком низкий уровень или потеря физико-химических свойств (например, перегрев, загрязнение и т. Д.) Приводят к неисправности коробки и, как следствие, к ее быстрому износу или повреждению.

Интервалы замены жидкости ATF

Существует много ложных теорий или даже мифов об обмене жидкости ATF в автоматических коробках передач (в основном на интернет-форумах). Есть мнения, что после замены жидкости сундук перестает переключать передачи. Кроме того, производители транспортных средств в сервисной документации все чаще предоставляют информацию о том, что коробка была заполнена жидкостью ATF один раз за весь период использования и не ожидается периодической замены. Некоторые производители (например, BMW) наносят на коробки передач различные наклейки, запрещающие обмен жидкости. Эта информация была также предоставлена ​​Mercedes, но когда клиенты начали жаловаться на рывки и плохую смену передач, была введена служебная записка о том, что для улучшения качества переключения передач рекомендуется периодически менять каждые 60 000. км!

Примерное развертывание отверстий наполнения и слива ATF. Платформа Bosch ESI [tronic]

Конечно, жидкость ATF должна соответствовать очень строгим стандартам, чтобы соответствовать данному типу коробки передач, но ее параметры изменяются в результате эксплуатации транспортного средства и со временем значительно отличаются от этих требований. В нем также растет содержание твердых примесей, являющихся продуктом износа фрикционных компонентов коробки передач, то есть сцеплений и тормозов. Если их слишком много, фильтр не остановит их, поэтому они попадут в насос, уплотнительную втулку, поршневые муфты и тормоза и гидравлический модуль, что приведет к блокировке, а иногда и к необратимому повреждению этих компонентов.

«Период использования»

По этой причине во многих процедурах технического осмотра вы можете найти требования к органолептическому контролю при проверке состояния и цвета жидкости в автоматической коробке передач, даже если производитель не планировал ее. Поэтому, если жидкость имеет темный цвет, в ней есть твердые частицы или она испускает жгучий запах - ее следует заменить.

Поэтому, если жидкость имеет темный цвет, в ней есть твердые частицы или она испускает жгучий запах - ее следует заменить

Наполнение образца автоматической коробкой ATF. Hella-Gutmann HGS Data платформа

Производители транспортных средств прямо не указывают частоту замены жидкости ATF, поскольку цель состоит в том, чтобы снизить стоимость обслуживания нового транспортного средства. Однако стоит подумать о том, что значит сказать, что коробка была заполнена за «весь период использования». Подробные технические характеристики отдельных компонентов обеспечивают эффективность автомобиля до 200 000 км. Тогда их износ настолько велик, что их следует заменить новыми. Техническая спецификация многих трансмиссий гласит, что если срок службы превысил 50 000 км, все фрикционные диски его сцеплений и тормозов должны быть заменены.

Исходя из приведенной выше информации, необходимо регулярно заменять жидкость ATF для продолжительной и бесперебойной работы. Если это сделано с использованием статического метода, при котором заменяется только часть жидкости, частота указывается каждые 30 000 км, а для динамической (полной) замены - каждые 50 000 км.

Отказ из-за обмена?

Повреждена ли грудь быстрее после замены жидкости ATF? Проблема заключается в его дизайне и самой процедуре обслуживания.

Процедуры содержат положения о том, что жидкость следует слить через соответствующее отверстие, долить и проверить на уровень. Это называется статический обмен. Большинство коробок передач заполнены приблизительно 9 литрами жидкости ATF, из которых 5-6 литров остаются в преобразователе, насосе, трубопроводах, радиаторе, сцеплениях и тормозах. Поэтому заменяется только небольшая часть (около 3-4 литров). Если жидкость долго не заменялась в коробке (например, 150000 км), она находится в очень плохом состоянии и содержит много твердых частиц. Новая жидкость ATF обладает свойствами растворения, поэтому «добавление» 3 литров новой жидкости в такую ​​коробку передач приводит к растворению загрязняющих веществ внутри преобразователя, охладителя ATF и коробки передач. Они могут повредить электрогидравлический модуль (обычно блокируя его электромагнитные клапаны). Таким образом, вместо замены жидкости необходимо сначала выполнить промывку редуктора с использованием соответствующих химикатов, а затем заменить всю жидкость ATF подходящим устройством (так называемый динамический метод).

Выбор жидкости ATF

Выбор жидкости ATF

Продукты, рекомендованные производителями транспортных средств, имеют правильные характеристики и, как правило, очень дороги. Чтобы снизить эксплуатационные расходы, можно использовать продукты для замены известных брендов, например: Liqui Moly, Ravenol. Наиболее важным является то, что их спецификация соответствует требованиям для данной модели автомобиля.

Следует избегать смешивания ATF-жидкостей от разных производителей, потому что, хотя они теоретически смешиваются друг с другом, опыт и мастерская противоречат этому. Поэтому вся жидкость должна быть заменена новой, что говорит об использовании динамического обмена.

Все ведущие производители жидкости ATF публикуют свои каталоги на своих сайтах. Если невозможно определить тип оригинальной жидкости в данном транспортном средстве, следует придерживаться модели используемой автоматической коробки передач (ASB). Например, 5-ступенчатая коробка передач AisinWarner 55-50 используется в следующих марках: BMW, Ford, GM, Opel, Land Rover, Renault, Toyota, Volvo, Nissan, Mazda, Suzuki. Если жидкость ATF можно наносить на ASB в Opel, она также может использоваться в каждой из упомянутых марок. Более новая модель этой коробки имеет 6 передач. В соответствии со спецификацией может использоваться, например, жидкость Ravenol T-IV или Liqui Moly Top Tec ATF 1200. Анализ требований, т. Е. Технической спецификации, доказывает, что они могут быть успешно использованы в предыдущей 5-скоростной версии AW55-50. , что было подтверждено соответствующими испытаниями.

Также важно использовать специальные добавки, которые улучшают процесс обмена жидкости ATF и улучшают его свойства. Применение присадки Liqui Moly ATF для свежего масла улучшает его смазочные свойства, защищает уплотнения и предотвращает вредное поглощение воды. Кроме того, это повышает устойчивость смазки к высоким температурам при интенсивном использовании автомобиля.

Статический обмен жидкости

Процедуры замены жидкости в отдельных коробках приведены на информационных платформах: Autodata, ESI [tronic] от Bosch, HGS Data (Hella-Gutmann). Вы можете найти количество наполнения в них, то есть правильное количество жидкости для заполнения сухого бокса и количество, необходимое для замены жидкости.

Статическая замена состоит из слива только части жидкости ATF через соответствующее отверстие или разборки чаши и «добавления» новой с одновременной заменой фильтра. Завершающим этапом является контроль уровня жидкости в коробке.

Завершающим этапом является контроль уровня жидкости в коробке

Примерная схема проверки и заполнения отверстий при замене жидкости ATF. Платформа автоданных

Во многих моделях ящиков, кроме контрольных отверстий, есть также болты, крепящие обратную тормозную ленту. Если он случайно откручивается, передача заднего хода перестает работать. Затем необходимо разобрать коробку и отремонтировать ее в специализированной мастерской. Такая ситуация имеет место во многих моделях коробок передач различных марок, таких как: AisinWarner, Toyota, Nissan, Mazda, Suzuki, Ford и Land Rover.

Заполнение коробки новой жидкостью также происходит через соответствующее отверстие. Чаще всего это байонетное отверстие для контроля уровня жидкости, но есть также решение с одной пробкой управления и слива или резьбовой втулкой, используемой для слива, долива и контроля уровня. CDN ,

CDN   ,

Авторы: mgr inż. Павел Ганчарчик, доктор инь. Славомир Ольшовский представляет компанию BETiS, то есть Бюро технической экспертизы и обучения