Главная Новости

Angara.Net: Баллада о синглспиде

Опубликовано: 04.09.2018

Когда долго катаешься с постоянной скоростью, то очень быстро привыкаешь к такому равномерному катанию. Несомненно, регулярные равномерные тренировки очень эффективны для развития сердечно-сосудистой системы и способствуют закладыванию прочного фундамента физической подготовки. Тем не менее, для того чтобы получить высокий результат на соревнованиях или совершить какой-нибудь исключительно трудный и продолжительный рейд одной только базы будет недостаточно.

Организму просто необходима хорошая встряска, заставляющая его работать на гране возможностей. Именно поэтому период равномерных тренировок полезно периодически дополнять непродолжительным периодом, на протяжении которого некоторые тренировки будут носить высокоинтенсивный характер. Как же заставить свой, привыкший к равномерным нагрузкам, организм работать более интенсивно? Если хватает силы воли, то можно просто использовать отрезки дистанции, на которых надо ехать быстрее, чем обычно, но есть способы обмануть организм и поставить его в такие рамки, в которых он будет вынужден напрягаться, как следует без дополнительных волевых усилий.

Одним из таких способов является езда в крутые и достаточно протяженные подъемы. Только как же бороться тогда с непреодолимым желанием воспользоваться передачей 1-1? Ответ прост – надо вообще избавиться от возможности переключать передачи, и тогда стрессовая нагрузка в условиях сильнопересеченной местности гарантирована. Именно такую возможность предоставляет очень распространенная и любимая многими разновидность велосипеда под названием "синглспид"!

У велосипедов с одной фиксированной передачей есть и много других хороших особенностей. Если определенным образом выбрать то единственное передаточное отношение и местность, по которой предстоит ехать, то можно добиться не только получения тяжелой силовой нагрузки, но и наоборот – поставить себя в условия, которые заставят научиться вращать педали равномерно с очень высокой частотой. Кроме того, велосипед с одной передачей легок, прост в управлении и обслуживании и дешев. Отсутствие огромного количества тросиков и сложных механических конструкций в самых загрязняющихся местах наверняка будет способствовать желанию кататься в любую погоду, а отсутствие необходимости задумываться над тем, какую передачу включить позволит сконцентрироваться на самом процессе езды и лучше контролировать дорожную ситуацию. Эти особенности стали причиной того, что велосипеды с одной передачей приобрели огромную популярность у тех, кто использует велосипед для езды по городу.

Фиксированная передача имеет крайне высокую эффективность, и именно поэтому самый скоростной вид велосипедных гонок – трековые велогонки, немыслим без таких велосипедов.

Разумеется, первая задача, которую надо решить перед тем, как приступить к сборке синглспида, – это решить, какое передаточное отношение выбрать. Общие рекомендации сводятся к тому, что для езды по городу и по шоссейным дорогам с не очень холмистым рельефом отношение количества зубов передней звездочки к количеству зубов задней звездочки должно составлять 3 х 1. Для холмистой местности и особо сложных городских условий лучше выбрать передаточное соотношение поменьше – например 2,5 х 1. Для сильно пересеченной местности и бездорожья лучше всего подходит передаточное отношение 2 х 1. Теперь осталось решить, как будет натягиваться цепь между звездочками. Можно, конечно, использовать несложные устройства – натяжители цепи, но целый ряд полезных преимуществ синглспида при этом будет потерян. Если выбранная рама имеет горизонтальные дропауты (выемки, в которые вставляется ось колеса), то можно просто отодвинуть ось колеса назад для нормального натяжения цепи. Если дропауты вертикальные, то остается только надеяться на удачу и подбирать "магическое (или золотое) соотношение" количества зубов передней и задней звезд, чтобы цепь оказалась натянутой сама по себе. Впрочем, есть рамы с вертикальными дропаутами, имеющие эксцентриковый кареточный узел, поворотом которого можно и добиться нормального натяжения цепи.

Есть и еще один удобный и довольно распространенный способ натяжения цепи – использование на раме вертикальных дропаутов, которые можно двигать горизонтально. Тем не менее, смещение оси колеса в горизонтальном направлении имеет один существенный недостаток в виде проблемы выравнивания оси заднего колеса и необходимости ручной подгонки положения машинки дискового тормоза. Следует также не забывать о том, что плоскости передней и задней звезд должны находиться на абсолютно одинаковом расстоянии от центральной оси рамы, иначе цепь будет постоянно слетать, особенно во время тряски на неровностях дороги и при прокрутке педалей в обратном направлении. Если плоскости звезд достаточно хорошо выверены, то это может дополнительно избавить от распространенной для синглспида проблемы, связанной с растягиванием цепи.

Кроме того, для безопасности на случай неожиданного сброса цепи можно использовать крепление задней звезды, снабженное защитными "щечками". Я считаю, что проблема растяжения цепи на синглспиде несколько преувеличена. При горизонтальных дропаутах или эксцентриковом кареточном узле ее просто не существует – натягивать цепь можно по мере износа с помощью смещения оси заднего колеса или поворота кареточного узла. При использовании вертикальных дропаутов и "золотого соотношения звезд" есть два способа борьбы с проблемой. Во-первых – это покупка брутальной звездочки от BMX в комплекте с цепью стандарта 1/8 дюйма из прочной стали. Во-вторых – это закупка комплекта дешевых звездочек от стандартных кассет и нескольких дешевых цепей, после чего это все меняется в цикле благодаря втулкам типа WTB Laser, на которых замена звездочки происходит не сложнее, чем проверка давления в колесах.

Я довольно тщательно изучил все вопросы, связанные со сборкой и использованием синглспида, и теперь настало время выяснить, что же представляет он собой на самом деле. Когда-то в детстве я только и делал, что катался на велосипеде с одной передачей, но теперь многое изменилось: новые технологии, совершенно иной уровень физических возможностей. Если когда-то в детстве мне удавалось заезжать на советском "Урале" во все окрестные подъемы и разгоняться со спуска до скорости, от которой захватывало дух, то какие горизонты может открыть велосипед с одной передачей, собранный из современных комплектующих человеку, который регулярно тренируется и обладает совсем не детскими физическими возможностями? Итак, я не устоял перед соблазном и потратил полдня на сборку синглспида на базе своей старой рамы GT Tempest.

Моя рама GT Tempest для меня очень многое значит. Эта рама была основой моего самого первого горного велосипеда, на котором я откатал за одно только лето 1998 года 7000 км. Это лето стало для меня как красивый волшебный сон, оставивший после себя чувство сказочной нереальности и мысли о том, что такое уже больше никогда не сможет повториться. Сама рама обладает просто потрясающими ходовыми качествами – отличной курсовой устойчивостью (длина перьев – 44 см), достаточной маневренностью (короткий передний треугольник с заваленной подседельной трубой, которая обеспечивает длинную посадку – ЕТТ=62 см) и очень высокой жесткостью и упругостью. Я очень переживал, когда она стала пылиться на балконе по причине морального устаревания (отсутствие крепления под дисковые тормоза, невозможность установки длинноногой вилки), и очень обрадовался, когда мне пришла идея найти ей новое применение.

Отдельно стоит сказать о том, каким образом я остановился в выборе системы – несерийный DEORE с полыми шатунами и под квадрат, на котором были скручены все родные звезды. Система под квадрат очень удобна для синглспида, потому что выбор кареток для нее с различными длинами вала очень велик, что позволяет свободно изменять положение плоскости передней звезды относительно центральной оси рамы в широких пределах.

Любая рама с вертикальными дропаутами не очень удобна для переделки в синглспид. В качестве передней звезды я выбрал стальную звезду на 42 зуба от старой дешевой системы. Комплект звездочек и пластмассовых проставок был извлечен из двух старых кассет. При сборке синглспида нет необходимости подбирать звезды и цепь по степени износа, поэтому я взял первую попавшуюся старую цепь и приступил к подбору задней звездочки. Из трех предпочтительных вариантов подошла только звездочка на 16 зубов. Именно с ней цепь встала с достаточным натягом. Таким образом, передаточное отношение получилось 42 х 16, что соответствует укладке 5,3 метра за один оборот шатуна. Помимо трансмиссии, на моем велосипеде не осталось никакой сложной механики. Даже в качестве тормозов была установлена ободная гидравлика Magura HS33. Двухкилограммовая рама 1997 года выпуска в комплекте с винтажной воздушкой Marzocchi Bomber Z.4 и колесами на втулках Deore XT и ободах Rigida ZAC 19, определили вес всего велосипеда в районе 10,5-11 килограмм.

Я проехал по всем окрестным подъемам в районе МНТК и Академгородка и даже заехал пару крутых въезжалок напротив своего дома. Теперь страх, что я не смогу отправиться на своем новом творении куда-нибудь подальше, оставил меня! Настала очередь более суровых испытаний в условиях реальной тренировки! В качестве тренировочной трассы была выбрана асфальтовая дорога идущая от троллейбусного кольца в сторону Мельничной Пади. Поворотной точкой стал конец асфальта в трех километрах дальше поворота на Новогрудинино. В общей сложности я проехал 33 км за 1 час 15 минут. Средняя скорость составила 26,5 км/час. Профиль трассы (в один конец) можно посмотреть на этом рисунке:

Для чистоты эксперимента со мной ехали два хорошо подготовленных спортсмена. Один из них был на легком хардтейле, а другой на гоночном шоссейном велосипеде. Больше всего я боялся первого двухкилометрового подъема, на котором мне предстояло подняться на высоту почти 120 метров по вертикали. В этот подъем мне предстояло подняться, имея в распоряжении всего одну передачу, соответствующую передаче 3-5 на стандартной 8-скоростной трансмиссии. Надо сказать, что подъем был пройден ровно за 7 минут (средняя скорость чуть выше 17 км/час). Это было, пожалуй, единственное место, где я заставил немного попотеть своих спортивных спутников. Остальная, относительно равнинная часть была пройдена достаточно легко. Сказывалась невозможность сильно разгоняться со спусков и по равнине. Тем не менее, комфортная скорость на участках с равнинным рельефом составляла 32-33 км/час, а со спуска удалось разогнаться до 53 км/час. В завершение я попробовал заехать в подъем крутизной около 25% и с удивлением обнаружил, что это мне дается достаточно легко.

Следовательно, вопрос езды на велосипеде с одной передачей 42 х 16 по сильно пересеченной местности сводится к вопросу тренированности сердечно-сосудистой системы, и сила ног или другие анатомические особенности велосипедиста не являются для этого ограничением. Наверное, следует обязательно отметить, что синглспид меньше всего подходит на роль "убийцы коленей". Для него, как и для любого другого велосипеда, справедлив принцип правильного подбора передачи. Всегда можно выбрать такое фиксированное передаточное отношение, которое будет гарантировать безопасную езду. Когда я поехал в первый двухкилометровый подъем на своем "золотом соотношении" 42 х 16, то у меня тоже сначала мелькнула мысль: "Да я так быстро убью свои колени на этом велосипеде!", но на остальном участке тренировки (около 90% ее протяженности) эта мысль очень быстро трансформировалась в такую: "Да я скорее научусь невероятно быстро крутить педали на этом велосипеде!" Любому велосипедисту, как спортсмену, так и любителю велосипедных прогулок, желающему получать удовольствие от них, временами просто необходимо нагружать как следует мышцы и суставы, привстав на педалях, а "защиты от дураков" нет ни на многоскоростном велосипеде, ни на трековом "глухаре". Я все же убежден, что колени больше всего страдают от продолжительных анаэробных нагрузок, а не от пиковых силовых усилий.

В итоге оказалось, что на велосипеде с одной передачей очень хорошо ездить в подъемы. Эффективность синглспида относительно многоскоростного велосипеда соизмерима с эффективностью, которую дает переход на контактные педали. Недостаток укладки на равнинных участках и спусках почти полностью компенсируется преимуществом на подъемах. Езда на синглспиде способствует выработке двух важных навыков, крайне полезных для езды на велосипеде: техника вращения педалей с высокой частотой и техника езды стоя на педалях в крутые подъемы. Велосипед получается предельно простым и легким, что очень удобно в плане ухода за ним. При использовании гидравлических тормозов, сложные механические устройства, требующие регулярного ухода, попросту отсутствуют. Кроме того, можно собрать легкий и эффективный велосипед с довольно хорошими ходовыми характеристиками за смешные деньги. Даже беглая оценка всех комплектующих, из которых собран мой велосипед, в сумме не переваливает за отметку 6-7 тыс. рублей.

* * *

В заключение хочется сказать, что для того, чтобы понять, что такое езда на синглспиде и в чем состоит ее привлекательность, надо просто попробовать это самому. Никакие попытки заехать в горку без смены передачи даже близко не могут дать представления о том, что это такое. Дело в том, что в езде на велосипеде с одной фиксированной передачей, помимо физиологии и техники, есть еще много психологии и даже философии. Для того чтобы понять, какую роль играет в твоем мировоззрении ручка переключения скоростей – она должна исчезнуть с твоего руля и тогда ты сможешь предельно сблизиться с самим процессом езды на велосипеде. Останешься только ты, пространство вокруг тебя и движение относительно этого пространства. И никаких условностей!

С технической точки зрения синглспид настолько эффективен, что просто переворачивает с ног на голову все привычные представления о динамике езды, возможностях передаточных отношений и даже возможностях человеческого организма. Вес и отзывчивость тоже значат немало! Недаром, когда пересаживаешься даже с самого легкого МТБ на самый дешевый шоссер, то испытываешь какое-то время чувство эйфории от легкости и свободы. А синглспид – это легкость и свобода даже большего порядка. Я бы очень порекомендовал всем велосипедистам попробовать что такое езда на настоящем синглспиде – красивом, легком, удобном и с тщательно выбранным передаточным соотношением!

Дополнительные материалы
rss