Главная Новости

100 лет пожарной охране СССР. «Олдтаймер-Гелерея»

Опубликовано: 03.09.2018

[]

100 лет пожарной охране СССР. «Олдтаймер-Гелерея»

Прошедшая в Москве 27‑я выставка раритетных автомобилей «Олдтаймер-Гелерея» была посвящена тематической круглой дате — 100‑летию пожарной охраны СССР. Без преувеличения можно сказать, что нынешняя экспозиция была одной из самых интересных за последние годы.

текст: Михаил Ожерельев   /  фото: автора   /   30.05.2018

Широкой публике были представлены уникальные экспонаты пожарной техники. Это первые советские пожарные автомобили АМО-4 и ПМГ-1 (на шасси ГАЗ-АА) — с них начиналось отечественное производство специальной техники для борьбы с огнем. По соседству с автонасосами пожарные цистерны: на шасси грузовика ЯГ-6 (кстати, единственный сохранившийся экземпляр этой модели) и ПМЗ-2 на шасси ЗиС-5. Послевоенные пожарные машины по-своему интересны, на их долю выпало тушить самые громкие пожары ХХ века — в гостинице «Россия» в 1977 году и в гостинице «Ленинград» в 1991-м.

Одна из первых полностью советских пожарных машин, созданная на шасси АМО-4.

Легкий пожарный автомобиль ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА.

Автоцистерна на базе ЯГ-6 была изготовлена мастерскими столичной пожарной охраны в 1940 году.

Некоторые модели пожарных машин знакомы нам по кинофильмам. Например, автолестница АЛГ-17 на шасси ГАЗ-51 была задействована в трюковой сцене советско-итальянской комедии Эльдара Рязанова и Франко Проспери «Невероятные приключения итальянцев в России».

Автоцистерна ПМЗ-2 выпускалась серийно на стандартном и очень распространенном шасси ЗиС-5.

Эпоха 1920-х годов представлена пожарными машинами иностранного производства, которые использовались или могли использоваться советскими пожарными в те времена. Это и автомобили известных марок, например Cadillac, переоборудованный для несения пожарной службы, и изделия специализированных фирм, таких как американские REO и American — LaFrance (старейшая американская марка противопожарного оборудования), британская Dennis (синоним пожарной машины в Великобритании). Самый почтенный экспонат — Dennis G-Type 1927 года выпуска. Пожарная лестница и насос на шасси Dennis G-Type представляет собой классическую пожарную машину так называемой европейской компоновки, предназначенную для несения службы в городе. К характерным признакам такой компоновки относится открытое линеечное расположение пожарного расчета, помещенная над ним лестница, центробежный насос (в те времена общепринятым решением было использование поршневого насоса) и его расположение сзади, приемные рукава в подножках.

REO Fire Engine 1929 года выпуска с пожарным оборудованием Howe Fire Apрaratus.

American — LaFrance 1925 года выпуска — представитель старейшей американской марки противопожарного оборудования.

В довоенные годы советская пожарная охрана комплектовалась автолестницами, приобретенными в Германии. Отличающиеся высокой надежностью и качеством сборки, они служили достаточно долго. Самым слабым звеном в иностранных автолестницах было шасси, страдающее от невысокого качества советских мостовых. Складывалась парадоксальная ситуация, когда шасси приходило в негодность, а комплект колен со всеми механизмами свой ресурс не вырабатывал. Специалистами пожарной охраны Москвы и Ленинграда еще в 1940-е годы была освоена перестановка иностранных лестниц на отечественное шасси. Этот процесс занимал месяц. В первые послевоенные годы он приобрел новый импульс в развитии, когда из нескольких разбитых войной автомобилей и трофейных автолестниц специалистами технической службы собирались так необходимые пожарным специальные автомобили. Примером этого технического сотрудничества является лестница Metz DL-26, установленная специалистами технической службы московской пожарной охраны в 1947 году на дооборудованное и усиленное отечественное шасси ЗиС-6.

Лестница Metz DL-26, установленная на шасси ЗиС-6 специалистами московской пожарной охраны в 1947 году.

Показательна история с производством в СССP пожарных автоцистерн. Их созданию в довоенные и первые послевоенные годы должного внимания не оказывалось. Специализированные цистерны на автомобильных шасси вплоть до середины 1970-х считались «агрегатами местного значения». Наиболее интересные и удачные в техническом отношении автомобили (например, автоцистерны большой емкости) создавались силами мастерских пожарной охраны больших городов. В результате пожарная охрана вступила в Великую отечественную войну, имея на вооружении подавляющее количество однотипных пожарных автонасосов, не предназначенных для работы в условиях разрушенного водопровода и недоступности открытых водоисточников. Ряд предприятий в военное время (например, завод имени Войкова в Запорожье) выпускали пожарные автоцистерны, переделывая их из автонасосов.

В послевоенное время советская пожарная промышленность фактически сразу обратила внимание на ГАЗ-51. На базе этого грузовика Грабовским заводом пожарного оборудования была выпущена модель ПМГ-36, одна из первых советских автоцистерн с полностью закрытым кузовом. В период 1950–1953 годов была выпущена 691 такая машина. Емкость цистерны для воды — 1000 л, бака для пенообразователя — 50 л. Цистерна комплектовалась центробежным пожарным насосом ПН-25А производительностью 20 л/с. Конструкция кузова — обшивка листами металла по деревянному каркасу. Внешние отличия — распашные дверцы наружных отсеков. Другой особенностью автоцистерны была попытка конструкторов использовать один из патрубков пожарного насоса для питания постоянно подсоединенного ствола «первой помощи». В серийных автоцистернах от этой идеи отказались.

ПМГ-36 — одна из первых советских пожарных автоцистерн с полностью закрытым кузовом.

Публике была также представлена пожарная автоцистерна АЦ-40: одна из наиболее распространенных и удачных советских пожарных автоцистерн выпускалась серийно Прилукским заводом противопожарного оборудования с 1969 года. Машина рассчитана на перевозку боевого расчета из 7 человек, емкость для воды — 2400 л, бак для пенообразователя — 150 л. Цистерна комплектовалась пожарным насосом ПН-40У производительностью 40 л/c.

Во времена СССР в пожарную охрану охотно принимали иномарки. Например, International Harvester В120 нес службу в пожарной части карельского города Костомукша. Шведская пожарная машина 1960 года выпуска построена на шасси американского полноприводного грузовика с 750-литровой цистерной и насосом производительностью 30 л/с, установленным спереди. Все пожарное оборудование изготовлено фирмой Henrikssons Brandredskap.

Шведский International Harvester В120 нес службу в пожарной части карельского города Костомукша.

В подобном, типично американском стиле с расположением насоса впереди, а не сзади, как это принято у европейских или советских пожарных машин, построен Ford 798T 1947 года выпуска. Такая необычная компоновка не только освобождала место за кабиной, но и делала более удобной работу пожарных с насосом, вокруг которого было намного больше свободного пространства, чем если бы он устанавливался сзади. Многоместная кабина пожарной машины шире и выше стандартной кабины бортового грузовика, и она интегрирована в цельную силовую структуру пожарной надстройки. Кузов выполнен по распространенной в те годы технологии: деревянный несущий каркас обшит стальными наружными панелями. В качестве специальных сигналов использовались красные фонари — проблесковых маячков в 1940-е годы еще не существовало.

Ford 798T сконструирован в типично американском стиле с расположением насоса впереди, а не сзади.

Пожарный Klockner-Deutz S3000 можно назвать настоящим раритетом: автомобили под такой маркой выпускались только с 1938 по 1943 год, а число уцелевших экземпляров исчисляется единицами. Интересно, что Петр Клекнер — основатель машиностроительного концерна, но имя носили машины другого знаменитого производителя пожарной техники — компании Magirus.

Klockner-Deutz S3000 можно назвать настоящим раритетом: автомобили под такой маркой выпускались только с 1938 по 1943 год, а число уцелевших экземпляров исчисляется единицами.

Dennis G-Type представляет собой классическую пожарную машину так называемой европейской компоновки, предназначенную для несения службы в городе.

Юбилейная экспозиция пожарной техники на «Олдтаймер-Галерее» собрала под одной крышей практически все сохранившиеся в Центральной России пожарные машины, а те образцы техники, которые до наших дней не дожили, можно увидеть в том же зале, на выставке фотографий «Пожарный типаж», составленной из редких архивных снимков.

rss